Культовая практика как маркер религиозной идентичности

Авторы

  • С.В. Рязанова Институт гуманитарных исследований Уральского отделения РАН

DOI:

https://doi.org/10.7242/2658-705X/2023.3.3

Ключевые слова:

новые религиозные движения, религиозная община, Покровская обитель, культовая практика

Аннотация

Целью статьи является установление специфики новой религиозной группы – Покровской обители – через анализ ее культовой практики. Сообщество сочетает в себе черты народной религиозности, новых религиозных движений и т.н. «исторических сект». Исследование построено на основе интервью и переписки с бывшими членами общины, близкими людьми насельников обители, анализе материалов закрытой группы в социальной сети, записях занятий, проводимых лидером обители, фотокопий рабочих тетрадей группы. Покровская обитель предстает как сообщество закрытого типа, что выражается в территориальной и коммуникационной замкнутости постояльцев общинного поместья, практике внутренних трудовых повинностей, представлении о группе как о семье. Православная обрядность заменена мистической практикой борьбы со злом и устранения врагов коммуны. Практика имянаречения для взрослых членов общины, создание новых брачных союзов, участие в гендерно ориентированных советах создали особую микросреду, приводящую к унификации мировоззрения верующих. Наличие системы привилегий для продвинутых насельников дополняется развитой системой штрафов, включая публичное покаяние, отпевание заживо и изгнание из обители. В таком варианте община представляет собой не новое религиозное движение, а вариант развития православной жизни в границах современной культуры.

Биография автора

  • С.В. Рязанова, Институт гуманитарных исследований Уральского отделения РАН

    доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Асауленко О. Под покровом тьмы // Территория Пермь. – 11 июля 2016.

Асауленко О. Гражданский суд // Территория Пермь. – 14 марта 2017.

Асауленко О. «По делам узнаете их…» // Территория Пермь. – 22 июля 2019 г.

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. – М.: ИФРАН, 1999. – 244 с.

Баркер А.В. Новые религиозные движения: Практическое введение. – СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997. – 282 с.

Григулевич И.Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. – М., 1983. – 303 с.

Григорьева Л.И. Религии «Нового века». – Красноярск: «Наука», 2002. – 399 с.

Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М., 1985. – 64 с.

Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. – М., 2006. – 472 с.

Митрохин Л.Н. Религии «нового века». – М., 1985. – 157 с.

Рязанова С.В. «Народное богословие» в церкви «Семья Божия»: сюжеты, образы, мифы // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2019. – № 1. – С. 85–100.

Рязанова С.В. Трансформация православного прихода: от катехизиса до патриотизма (на примере Покровской обители в г. Пермь) // Концепт: философия, религия, культура. – 2022. – Т. 6. – № 4. – С. 41–54.

Рязанова С.В. Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2021. – Вып. 96. – С. 119–135.

Рязанова С.В. Структура современного религиозного сознания: общее и особенное // Вестник НГУ. Серия: Философия. – 2012. – Т. 10. – Bып. 3. – С. 197–204.

Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. – М., 1991. – 137 с.

Aidada A.A. Social Change, Gender Roles, and New Religious Movements // Sociological Analysis. – 1985. – № 46:3. – P. 287–314.

Berger A.L. Hasidism and Moonism: Charisma in the Counterculture // Sociological Analysis. – 1981. – № 41:4 – P. 375–390.

Beckford J.A. Some Questions about the Relationship between Scholars and the New Religious Movements // Sociological Analysis – 1983. – № 44:3. – P. 189–196.

Beckford J.A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. – 1981. – № 42:3. – P. 249–264.

Campbell B. A Typology of Cults // Sociological Analysis. – 1978. – № 39:3. – P. 228–240.

Davil G. Global Civil Religion: a European Perspective // Sociological Analysis. – 2001. – № 62:4. – P. 455–473.

Gussner R.E., Berkowitz S.D. Scholars, Sects and Sanghas: Recruitment to Asian-Based Meditation Groups in North America // Sociological Analysis. – 1988. – № 49:2. – P. 136–170.

Hoge D.R., Smith E.L. Normative and Non-Normative Religious Experience Among High School Youth // Sociological Analysis. – 1982. – № 43. – P. 69–82.

Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements // Sociological Analysis. – 1992. – № 53:8. – P. 1–13.

Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. – 1978. – № 39. – P. 95–122.

Robertson R. Religious Movements and Modern Societies: toward a Progressive Problemshift // Sociological Analysis. – 1979. – № 40:4. – P. 297–314.

Ryazanova S. Talking to God: Religion, Para-Science and Disciplinary Practices as Consolidation Tools. Changing Societies & Personalities. – 2022. – № 6(1). – P. 182–196.

Stone D. New Religious Consciousness and personal religious Experience // Sociological Analysis. – 1978. – № 39:2. – P. 123– 134.

Swatos W.H. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back // Sociological Analysis. – 1981. – № 42. – P. 17–26.

Wallis R. Paradoxes of Freedom and Regulation: the Case of New Religious Movements in Britain and America // Sociological Analysis. – 1988. – № 48:4. – P. 355–371.

Wilson B.R. Absolutes and relatives: two problems for new religious movements // Challenging Religion. Essays in honor of Eileen Barker. Edited by James A. Beckford and James A. Richardson. – London and NY, 2005. – P. 11–20.

Загрузки

Опубликован

2023-12-07

Выпуск

Раздел

Авторитетное мнение

Как цитировать

Рязанова, С. (2023). Культовая практика как маркер религиозной идентичности. Вестник Пермского федерального исследовательского центра, 3, 30-39. https://doi.org/10.7242/2658-705X/2023.3.3