Жертвенный обряд коми-пермяков в селе Большая Коча
DOI:
https://doi.org/10.7242/2658-705X/2020.3.8Ключевые слова:
коми-пермяки, жертвоприношение, день св. Флора и Лавра, освящение коней, И.Я. Шестаков, Н.Н. Гусев, возрождение традицииАннотация
Статья посвящена изучению истории жертвенной традиции коми- пермяков, которая известна под названием «быкобой» и приурочена ко дню св. Флора и Лавра. Традиция отличалась величиной приносимой жертвы: за один день закалывалось до нескольких десятков животных. Автор уточняет, опираясь на опубликованные материалы, что праздничный комплекс, помимо ритуала жертвоприношения и общей трапезы, включал молебен на реке, окропление лошадей, скачки и ярмарку. Порядок и некоторые условия проведения обряда из года в год менялись. В частности, изменения были связаны с контролем и ограничениями местной власти. Интерес исследователей к необычной традиции обусловил ее известность в более широких кругах. В начале XX в. внимание к обряду стали проявлять представители церкви и общественности. С целью искоренения жертвенных ритуалов духовенство осуществило ряд мер, способствующих просвещению народа. Считается, что перед Первой мировой войной обряд был запрещен. На угасание традиции повлияли последующие исторические события в стране. На рубеже XX-XXI вв. местные жители возродили жертвенный ритуал. Комплекс праздничной обрядности в восстановленном варианте немного отличается от прежней традиции и имеет иное символическое значение. Следствием распространения информации об обряде в наше время стало появление негативных высказываний о ритуале среди общественности, что привело к отказу от его публичного проведения в 2018 г. Как в прошлом, так и в XXI в. обряд жертвоприношения выполнял функцию сплочения народа и обусловил проведение просвещенческих мероприятий.
Библиографические ссылки
- Бойко Ю.И. Традиционная культура прилузских коми (конец XIX - первая половина XX века) // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 2018. - Т. 38. - № 1. - С. 6-191.
- Быкобой [Электронный ресурс] - URL: https://d3.ru/bykoboi-340616/?sorting=rating (дата обращения: 17.06.2020).
- «Быкобой» - к празднику // Парма. - 1999. - 18 авг. - С. 3.
- Винокурова И.Ю. Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции). - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. - 2006. - 448 с.
- Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2011. - 272 с.
- Голева Т.Г. Егорьев день в локальных традициях коми-пермяков // Традиционная культура. - 2012. - № 1. - С. 37-46.
- Голева Т.Г., Черных А.В. «Стояние на воде» - «Ваын сулавны» - в календарной традиции коми- пермяков // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2009. - №1 (23). - С.544-551.
- Государственный архив Пермского края. Ф. 198. Оп. 1. Д. 495. Послужные списки монахинь Пешнигортского и Кочинского женского монастыря за 1913 г.
- Государственный архив Пермского края. Ф.44. Оп. 2. Д. 15. Сведения о ярмарках и базарах в Чердынском уезде.
- Гусев Н. Власть тьмы // Пермская земская неделя. - 1911. - № 2. - Кол. 28-30.
- Добротворский Н. Пермяки. Бытовой и этнографический очерк // Вестник Европы. - 1883. - Т. 2. - Кн. 4. - С. 548-580.
- Жаков К. Ф. По Иньве и Косе. Этнографический очерк // Живая старина. - 1903. - Вып. 4. - С. 409-421.
- Жданович Е. Быкобой // Парма. - 2000. - 14 сент. - С. 4.
- Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. 8: Среднее Поволжье и Приуральский край. Ч. 2. Приуральский край. - СПб., М.: [Тип.] М.О. Вольф, 1901. - 311 с.
- Истомин Ф. Бычок Богу в душу // Звезда. - 1999. - 2 сентября. - С. 1-2.
- К миссионерскому съезду в с. Коче Чердынского уезда // Пермские епархиальные ведомости. - 1915. - № 36. - С. 1091-1092.
- Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2005. - 256 с.
- Конкка А.П. На плечах Большой медведицы. Избранные труды. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. - 342 с.
- Крестные ходы // Пермские епархиальные ведомости. - 1915. - № 17. - С. 559.
- Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. - Пермь: Электро-Типография «Труд», 1914. - 839 с.
- Крупкин А. Верования Пермяков-инородцев // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. - 1911. - № 4. - С. 301-307.
- Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1903. - 529 с.
- Малахов М.В. Быкобой у пермяков в день Флора и Лавра // Записки Уральского общества любителей естествознания. - Екатеринбург, 1888. - Т. XI. - С. 85-96.
- Минина Е. Проллавер [Электронный ресурс] // Кочевская жизнь. - 2018. - № 17. - С. 9. - URL: http://kochlib.permculture.ru/.aspx (дата обращения: 10.03.2020).
- Мороз А.Б. Легенда о жертвенном олене: география, варианты, источники, параллели // Ethnolinguistica Slavica. - М.: Индрик, 2013. - С. 212-233.
- Морозова О. На празднике в Пермском крае принесут в жертву быка и омоются в его крови с одобрения Минкульта [Электронный ресурс] // Сноб. - 2018. - 3 августа. - URL: https://snob.ru/news/164145 (дата обращения: 21.06.2019).
- Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Фотоотпечаток. МАЭ № 1501-10 [Электронный ресурс] // Госкаталог.РФ. - URL: https://goskatalog.m/portal/#/collections?id=10877855 (дата обращения: 16.06.2020).
- Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Фотоотпечаток. МАЭ № 1501-11 [Электронный ресурс] // Госкаталог.РФ. - URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10877840 (дата обращения: 16.06.2020).
- Мырзин М. Крестный ход в Кочинское монастырское женское общежитие // Пермские епархиальные ведомости. - 1914. - № 25. - С. 474-475.
- Насадный А. Быкобой против чиновников: деревня язычников борется за обряд, во время которого режут быка [Электронный ресурс] // Неизвестная Россия. - 2018. - 23 августа. - URL: https://www.currenttime.tv/a729445406.html (дата обращения: 16.03.2020).
- Пантюхин Д.А. Коми-пермяцкий праздник Проллавер с обрядом Быкобой // Этнографическое обозрение. - 2012. - № 1. - С. 85 101.
- Поездка члена-сотрудника М.В. Малахова на Урал // Отчет Русского географического общества за 1881 г. / Сост. В.И. Срезневский. - СПб., 1882. - С. 35-38.
- Полевые материалы. 2008 г. Кочевский район, д. Малая Коча, записано от Рисковой А.А., 1928 г.р., соб. Голева Т.Г.
- Полевые материалы. 2008 г. Кочевский район, д. Малая Коча, записано от Рисковой Ф.Я., 1928 г.р., соб. Цыбин А.
- Полевые материалы. 2019 г. Кочевский район, с. Кочево, записано от Исаевой Н.Н., соб. Голева Т.Г.
- Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков // Пермский сборник. - М., 1860. - Кн. 2. - Отд. 2. - С. 1-127.
- Сабуров В. На скотском празднике (жертвоприношения пермяков) // Пермские губернские ведомости. - 1899. - № 219. - С. 2.
- Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). - Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008. - 232 с.
- Светлаков В., Светлакова Т. О необычном обряде // По Ленинскому пути. - 1963. - 24 марта. - С. 2.
- Свизева В. Был ли быкобой? Большой репортаж из села, где проводят древний обряд жертвоприношения [Электронный ресурс] // 59.RU. - 2018. - 3 сент. - URL: https://59.ru/text/gorod/65340181/ (дата обращения: 19.03.2020).
- Смирнов И.Н. Пермяки: Историко-этнографический очерк (Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Т. 9. Вып. 2). - Казань: Типография Императорского ун-та, 1891. - 289 с.
- Сорокин П. Старинный обряд у Зырян // Вологодские губернские ведомости. - 1848. № 30. - С. 339-401.
- Список населенных мест Пермской губернии. Чердынский уезд. - Пермь: Электро-типография губернского земства, 1909. - 219 с.
- Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. / Сост. П. Ершов. - Пермь: Электр. тип. Н-ков П.Ф. Каменскаго, 1911. - 289+20 с.
- Сущек Г. «Здесь нельзя отказываться». Как выжить на пиру в Большой Коче, или в погоне за Быкобоем [Электронный ресурс] // Звезда. 2018. 10 сентября. - URL: https://zvzda.ru/articles/5365202acfaf (дата обращения: 18.06.2020).
- Терюков А.И. Коллекция художника В.А. Плотникова в музее антропологии и этнографии имени Петра Великого // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2014 г. - СПб.: МАЭ РАН, 2015. - С. 148-152.
- Формозов А.А. Уралец Малахов // Вопросы истории. - 1991. - № 4-5. - С. 171-174.
- Харузин Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. - М., 1889. - 73 с.
- Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX - середины XX в. Ч. 1. Весна, лето, осень. - Пермь: Пушка, 2006. - 368 с.
- Шестаков Я. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра // Этнографическое обозрение. - 1909. - № 4. - С. 32-36.
- Шестаков И. Кочинская Ионо-Серафимовская женская инородческая обитель Чердынского уезда Пермской губернии. - Нижний Новгород: Типография И.А. Шелеметева, 1911. - 4 с.
- Шестаков И. Верхнекамские инородцы. Опыт обозрения мероприятий земств Соликамского. Чердынского и Глазовского в целях культурного подъема камских инородцев. - Архангельск: Губернская Типография, 1912. - 15 с.
- Шутова Н.И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов. - Ижевск: Издательство «Шелест», 2018. - 290 с.
- Янович В.М. Пермяки. Этнографический очерк // Живая старина. - 1903. - Вып. I, II. - С. 52-171.