Символика недропользования в современной геральдике и брендинге уральских городов
DOI:
https://doi.org/10.7242/2658-705X/2020.2.8Ключевые слова:
промышленные города, локальная идентичность, недропользование, символика, геральдика, брендингАннотация
В статье на основе базы данных «Политическое пространство промышленных городов Урала» анализируются варианты проявления тематики недропользования в геральдике и брендировании городов Урала. Исследуемая совокупность состоит из гербов 55 городов трех субъектов РФ (Пермский край, Свердловская и Челябинская области), в которой нашли отражение сюжеты недропользования (добывающей промышленности). В отдельную группу выделены 29 городов с подобной геральдической символикой. Формирование исследуемой совокупности осуществлялось на основании двух критериев. Первый - наличие в гербовой композиции негеральдических фигур, непосредственно связанных с тематикой недропользования. Второй критерий - официальное толкование герба, закрепленное нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и указывающее на связь фигур и/или цветов с сюжетами недропользования. Определено, что фигуры (негеральдические) и цвета, посредством которых в гербах уральских городов представлена символика недропользования, могут быть сгруппированы по категориям «богатство недр», «полезные ископаемые», «добыча полезных ископаемых». Проведенное исследование брендинговых практик показало, что ключевой стратегией брендирования промышленных городов Урала являются стихийные практики через формирование определенного лозунга-формулы, описывающего амбиции места, где ключевым выступает образ отраслевых «столиц» (Соляная столица, Медная столица и др.).
Библиографические ссылки
- Бугров К.Д. Соцгорода Большого Урала. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 472 с.
- Визгалов Д.В. Брендинг города. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. -156 с.
- Грефенштейн А.К., Кондюрин В.К., Рукосуев Е.Ю. Официальные символы Свердловской области и составляющих ее муниципальных образований. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2007. - 400 с.
- Добрейцина Л.Е. Брендинг индустриального города: поиск смыслов, проблемы и перспективы (на материале Нижнего Тагила) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2013. - № 5. - С.80-88.
- Калашников Г.В. Торговые мотивы в российских и территориальных гербах // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XIX вв. / ред.-сост. А.И. Раздорский. Коломна: МГОСГИ, 2015. - С. 303-326.
- Моченов К.Ф., Коржик Ю.В. Гербы современной России. Гербы областей, районов, городов, поселков и сел, внесенные в ГГР РФ, разработанные при участии Союза геральдистов России с 1992 по 2004 г. - М.: Гербы и флаги, 2005. - 296 с.
- Моченов К.Ф., Туник Г.А. Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. - М.: ИПЦ «Русский раритет», 2004. - 296 с.
- Назукина М.В. Между Уралом и Поволжьем: поиски пермской идентичности. - Пермь: «Печатный салон «Гармония», 2018. - 196 с.
- Назукина М.В., Сулимов К.А. Символическая репрезентация локальных политических сообществ: Пермский край и Свердловская область // Политическая наука. - 2008. - №3. - С. 158-175.
- Панов П.В. База данных «Политическое пространство промышленных городов Урала» // Вестник Пермского научного центра. - 2018. - № 3. - С. 77-82.
- Стась А. Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды. - М.: Группа ИДТ, 2009. - 208 с.