Рекрутирование глав муниципальных образований: кроссрегиональная вариативность в выборе институциональных моделей
DOI:
https://doi.org/10.7242/10.7242/1998-2097/2018.2.7Ключевые слова:
местное самоуправление, глава муниципального образования, институциональные моделиАннотация
С точки зрения теории «принципал - агентских» взаимодействий губернаторы, как «принципалы», рассматривают глав муниципальных образований в качестве своих «агентов» и, следовательно, заинтересованы в том, чтобы иметь рычаги воздействия на процесс их рекрутирования. В 2014-15 гг., когда региональные власти получили возможность самостоятельно определять институциональную структуру МСУ, была введена новая, «конкурсная модель», которая усиливает влияние губернаторов на отбор глав МО. Однако, несмотря на то что эта модель получает все более широкое распространение по России в целом, обнаруживаются существенные кроссрегиональные различия. В частности, в некоторых регионах все еще практикуются прямые выборы глав МО. Сравнительный анализ показывает, что выборность глав имеет больше шансов сохраниться в субъектах РФ, где региональная власть в меньшей мере контролирует региональные элиты и политические процессы, а МСУ обладает большей финансовой самостоятельностью. Вместе с тем в статистическом плане эти взаимосвязи достаточно слабы, следовательно, институциональный выбор диктуется в большей мере ситуативными факторами, нежели долговременными тенденциями.
Библиографические ссылки
- Зуйкина А.С. «Стратегии подчинения» региональных властей в отношении муниципалитетов в Пермском крае (на примере распределения межбюджетных трансфертов) // Вестник Пермского университета. Сер. «Политология». - 2014. - №1. - С. 55-71
- Нечаев В.Д. Факторы и предпосылки финансовой автономии местного самоуправления // Политические исследования. - 2004. - №6. - С. 36-46
- Панов П.В. Стратегии региональных властей на выборах глав муниципальных образований в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Сер. «Политология». - 2014. - №4. - С. 5-15
- Туровский Р.Ф. Конфликты на уровне субъектов Федерации: типология, содержание, перспективы урегулирования // Общественные науки и современность. - 2003. - №6. - С. 79-89
- Alcantara C., Broschek J., Nelles J. Rethinking multilevel governance as an instance of multilevel politics: A conceptual strategy // Territory, politics, governance. - 2016. - № 1. - Р. 33-51
- Delegation and agency in international organizations.// ed. by D. Hawkins, D. Lake, D. Nielson, M. Tierney. - Cambridge: Cambridge university press, 2006
- Gel’man V., Lankina T. Authoritarian versus democratic diffusions: explaining institutional choices in Russia’s local government // Post-soviet affairs. - 2008. - № 1. - Р. 40-62
- Golosov G., Gushchina K., Kononenko P. Russia’s local government in the process of authoritarian regime transformation: incentives for the survival of local democracy // Local government studies. - 2016. - № 4. - Р. 507-526
- Lafont J.-J. The theory of incentives: the principal-agent model. - Princeton, NJ: Princeton university press, 2002
- Marks G. Structural policy and multilevel governance in the EC // Cafruny A., Rosenthal G. (eds.) The State of the European Community. - New York: Lynne Rienner, 1993. - P. 391-410
- Multi-level governance. - Oxford: Oxford university press, 2004
- Reuter O.J., Buckley N., Shubenkova A., Garifullina G. Local elections in authoritarian regimes an elite- based theory with evidence from Russian mayoral elections // Comparative political studies. - 2016. - № 5. - Р. 662-697