Формирование региональных органов власти как проблема многоуровневой политики

Авторы

  • П.В. Панов Институт гуманитарных исследований УрО РАН

DOI:

https://doi.org/10.7242/658-705X/2025.2.1

Ключевые слова:

многоуровневая политика, региональные органы власти, назначение, выборность, базы данных

Аннотация

Наряду с распределением полномочий и ресурсов, а также механизмов взаимодействия между органами государственной власти разного уровня, вопрос о формировании региональных органов власти является важной проблемой многоуровневой политики. С точки зрения политико-административной «вертикали», каждая из двух основных моделей – «назначение сверху» и «выборность снизу» – имеет свои достоинства и недостатки. Анализ, проведенный на основании имеющихся в распоряжении исследователей баз данных, приводит к выводу, что на протяжении последних 40 с лишним лет соотношение двух моделей меняется в пользу «выборности»: если в 1991 г. эту модель использовали 29% государств, то в 2023 г. уже 48%. Очевидно, это связано с «третьей волной демократизации», которая в значительной мере  сопровождалась децентрализацией. После завершения «третьей волны» увеличение доли «выборности» прекратилось, и в последнее десятилетие соотношение двух моделей остается стабильным. При этом более трети государств мира стабильно на протяжении всего рассматриваемого периода практикуют модель «назначения» региональных властей. Анализ баз данных также позволил выявить их слабые стороны и ограничения, наметить основные направления по сбору систематизированной информации о способах формирования региональных органов власти.

Поддерживающие организации
* Исследование выполнено в рамках государственного задания (тема № 124021400020-6, «Многоуровневая политика в современном мире: институциональное и социокультурное измерения»).

Биография автора

  • П.В. Панов, Институт гуманитарных исследований УрО РАН

    доктор политических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов, Институт гуманитарных исследований УрО РАН – филиал Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН («ИГИ УрО РАН»)

Библиографические ссылки

Kössler K., Palermo F., Fessha T. (eds.) Intergovernmental Relations in Divided Societies. – Springer Nature, 2022. – 237 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-88785-8

Hooghe L., Marks G. 2001. Multi-Level Governance and European Integration. Lanham, MD: Rowman & Littlefield. – 256 p.

Stephenson P. Twenty Years of Multi-Level Governance: Where Does It Come From? What Is It? Where Is It Going? // Journal of European Public Policy. – 2013. – Vol. 20. – № 6. – P. 817-837. https://doi.org/10.1080/13501763.2013.781818

Varieties of Democracy (V-Dem) [Электронный ресурс] – URL: https://www.v-dem.net/data/the-vdem-dataset/ (дата обращения: 25.03.2025).

Regional Authority [Электронный ресурс] – URL: https://garymarks.web.unc.edu/regionalauthority/ (дата обращения: 25.03.2025).

Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – 784 с.

Carothers T. The end of the transition paradigm // Journal of democracy. – 2002. – Vol. 13 – № 1. – P. 5-21.

Montero A., Samuels D. (eds.) Decentralization and democracy in Latin America. – Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2004. – 309 p.

Klug H. How the Centre Holds: Managing Claims for Regional and Ethnic Autonomy in a Democratic South Africa // Yash Ghai (ed.) Autonomy and Ethnicity: Negotiating Competing Claims in MultiEthnic States. – Cambridge: Cambridge University Press, 2000. – P. 99-121.

Ayele Z., Fuller B., Raleigh, C. Ethno-Federalism and Subnational Conflicts in Ethiopia // Civil Wars. – 2023. – P. 1-28. https://doi.org/10.1080/13698249.2023.2214500

Breen M. Nepal, federalism and participatory constitutionmaking: deliberative democracy and divided societies // Asian Journal of Political Science. – 2018. – Vol. 26. – № 3. – P. 410-430. https://doi.org/10.1080/02185377.2018.1515639

Грабевник М. В. Политико-территориальная целостность соединенного королевства: институциональные новации и подражательный изоморфизм // Вестник Пермского университета. Политология. – 2024. – Т. 18. - № 1. – С. 29-40. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2024-1-29-40

van Haute E., Deschouwer K. Federal reform and the quality of representation in Belgium // West European Politics. – 2018. – Vol. 41. – № 3. – P. 683-702. https://doi.org/10.1080/01402382.2017.1399320

Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. Политические исследования. – 2006. – № 1. – С. 92–103. https://doi.org/10.17976/jpps/2006.01.07

Панов П.В. База данных «Субнациональный регионализм и многоуровневая политика (REGMLG)» // Вестник Пермского университета. Политология. – 2021. – Т. 15. – № 4. – С. 111-120. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2021-4-111-120

Fraenkel J. The Pacific Islands: The Centrality of Context for Power-Sharing in the Global South // Aboultaif E., Keil S., McCulloch A. (eds.) Power-Sharing in the Global South: Patterns, Practices and Potentials. – Springer Nature, 2024. – P. 327-352.

Загрузки

Опубликован

2025-07-25

Выпуск

Раздел

Исследования: теория и эксперимент

Как цитировать

Панов, П. (2025). Формирование региональных органов власти как проблема многоуровневой политики. Вестник Пермского федерального исследовательского центра, 2, 6-17. https://doi.org/10.7242/658-705X/2025.2.1