Численное моделирование аэродинамики циклического движителя в режиме полета

Авторы

  • Александр Анатольевич Дектерев Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН; Сибирский федеральный университет https://orcid.org/0000-0001-8845-6616
  • Артем Александрович Дектерев Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН https://orcid.org/0000-0003-3694-1251
  • Дмитрий Александрович Дектерев Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН; Сибирский федеральный университет https://orcid.org/0000-0001-9429-5476
  • Василий Васильевич Кретинин Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН
  • Андрей Васильевич Сентябов Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН https://orcid.org/0000-0001-5053-3698
  • Сергей Анатольевич Филимонов Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН https://orcid.org/0000-0002-4044-3223
  • Константин Андреевич Финников Сибирский федеральный университет https://orcid.org/0000-0002-3361-1831

DOI:

https://doi.org/10.7242/1999-6691/2025.18.2.15

Ключевые слова:

циклический ротор, CFD, аэродинамика, скользящие сетки, турбулентность, тяга, набегающий поток

Аннотация

Выполнено численное моделирование аэродинамики циклического движителя в различных режимах. Циклический движитель представляет собой ротор, на внешней цилиндрической поверхности которого параллельно его оси закреплены лопатки, способные изменять свой угол наклона по мере вращения. Аэродинамика ротора моделируется в постановке трехмерного турбулентного несжимаемого течения воздуха. Численная модель базируется на методах вычислительной гидродинамики, в частности, дискретизация расчетной области осуществляется согласно методу контрольных объемов, а движение лопаток учитывается методом скользящих сеток. Проведенные тестовые расчеты демонстрируют хорошее согласование результатов с известными экспериментальными данными. Показано, что за один цикл вращения ротора лопасть проходит два участка создания тяги, из которых большая часть приходится на нижнюю половину цикла. Для нахождения характеристик ротора в условиях полета, рассмотрено обтекание одиночного ротора набегающим потоком при варьировании направления его вращения и скорости. Выявлено, что  с увеличением последней вертикальная составляющая создаваемой лопатками подъемной силы растет. При обтекании горизонтальным потоком воздуха в условиях висения (при отсутствии смещения относительно поверхности земли) существенно меняется затрачиваемая мощность и, соответственно, эффективность работы ротора. При размещении в набегающем потоке системы из двух роторов их параметры, как свидетельствуют результаты расчетов, значительно и разнонаправлено изменяются с ростом скорости потока: момент сил на переднем движителе уменьшается, а на заднем увеличивается. При умеренной скорости набегающего потока роторы почти не влияют друг на друга. С ростом скорости набегающего потока управление движителями требует отклонения отбрасываемых ими струй воздуха,  вследствие этого задний ротор попадает в струю от переднего ротора, и это приводит к ухудшению его характеристик.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.
Поддерживающие организации
Исследования выполнены в рамках государственного задания ИТ СО РАН (№124062400029-2 «Роторные системы для ветроэнергетики и транспорта арктической зоны», руководитель Дектерев Д.А.).

Библиографические ссылки

Dekterev D.A., Dekterev A.A., Lobasov A.S., Platonov D.V., Sentyabov A.V., Dekterev A.A. Simulation of orthogonal rotors with dynamic pitching blades // Journal of Physics: Conference Series. Vol. 1382. IOP Publishing. 2019a. 012129. DOI: 10.1088/1742-6596/1382/1/012129

Xisto C.M., Leger J., Páscoa J.C., Gagnon L., Masarati P., Angeli D., Dumas A. Parametric analysis of a large-scale cycloidal rotor in hovering conditions // Journal of Aerospace Engineering. 2017a. Vol. 30, no. 1. 04016066. DOI: 10.1061/(ASCE)AS.1943-5525.0000658

Xisto C.M., Páscoa J.C., Trancossi M. Geometrical parameters influencing the aerodynamic efficiency of a small-scale self-pitch high-solidity VAWT // Journal of Solar Energy Engineering. 2016a. Vol. 138, no. 3. 031006. DOI: 10.1115/1.4032794

Tang J., Hu Y., Song B., Yang H. Unsteady aerodynamic optimization of airfoil for cycloidal propellers based on surrogate model // Journal of Aircraft. 2017a. Vol. 54, no. 4. P. 1241–1256. DOI: 10.2514/1.C033649

Yun C.Y., Park I.K., Lee H.Y., Jung J.S., Hwang I.S., Kim S.J. Design of a new unmanned aerial vehicle cyclocopter // Journal of the American Helicopter Society. 2007a. Vol. 52, no. 1. P. 24–35. DOI: 10.4050/JAHS.52.24

Yu H., Geng Qi W., Hai Lang Z., Xu Yang F., Hussain F. The effects of advance ratio and blade number on the forward flight characteristics of cycloidal rotor // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part G: Journal of Aerospace Engineering. 2019a. Vol. 233, no. 2. P. 573–588. DOI: 10.1177/0954410017733290

Benedict M., Ramasamy M., Chopra I. Improving the aerodynamic performance of micro-air-vehicle-scale cycloidal rotor: An experimental approach // Journal of Aircraft. 2010a. Vol. 47, no. 4. P. 1117–1125. DOI: 10.2514/1.45791

Monteiro J., Pascoa J.C., Xisto C. Analytical modeling of a cyclorotor in forward flight: tech. rep. / SAE Technical Paper. 2013a. DOI: 10.4271/2013-01-2271

Menter F., Kuntz M., Langtry R. Ten years of industrial experience with the SST turbulence model // Heat and Mass Transfer. 2003a. Vol. 4. DOI: https://doi.org/10.2514/3.12149

Ferziger J.H., Perić M. Computational methods for fluid dynamics. Springer, 2002a. DOI: 10.1007/978-3-642-56026-2

Patankar S. Numerical heat transfer and fluid flow. CRC press, 2018a. DOI: 10.1201/9781482234213

Wills D., Schwaiger M. D-dalus // US EUCOM Science & Technology Conference. 2012a

Загрузки

Опубликован

2025-08-10

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Дектерев, А. А., Дектерев, А. А., Дектерев, Д. А., Кретинин, В. В., Сентябов, А. В., Филимонов, С. А., & Финников, К. А. (2025). Численное моделирование аэродинамики циклического движителя в режиме полета. Вычислительная механика сплошных сред, 18(2), 202-213. https://doi.org/10.7242/1999-6691/2025.18.2.15