Анализ сейсмических колебаний, возбуждаемых движущимся железнодорожным составом

Авторы

  • Юрий Михайлович Заславский Институт прикладной физики РАН
  • Владислав Юрьевич Заславский Институт прикладной физики РАН; Нижегородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.7242/1999-6691/2021.14.1.8

Ключевые слова:

сейсмические колебания, возбуждение волн, упругое полупространство, движущийся источник колебаний, железнодорожный путь, мониторинг грунта

Аннотация

Излагается теоретический анализ сейсмических колебаний, возбуждаемых быстро движущимся железнодорожным экспрессом. Исследуется возможность использования сейсмических колебаний техногенной природы, создаваемых самим транспортным средством, которые регистрируются сейсмической аппаратурой под путями и в их окрестностях, подверженных, например, карстовым явлениям, где риски аварийности повышены. Указаны основные физические механизмы возбуждения сейсмических волн, бегущих вдоль свободной поверхности и уходящих вглубь земной толщи. Основное внимание уделяется релеевским поверхностным волнам, доминирующим на малых и средних удалениях от пути на частотах до первых десятков герц. Выполнен расчёт спектра поверхностной релеевской волны, преобладающей в сейсмическом отклике, соответствующем указанной дистанции. Рассматриваются амплитудно-частотные характеристики и их зависимости от скорости движения нагрузки, перепада скорости распространения упругих волн в толще грунта. Графики спектра сейсмического волнового отклика демонстрируются при нескольких значениях скорости движения и параметров верхнего слоя претерпевшей осадку земляной толщи в виде рельефа на плоскости аргументов «частота-дистанция по перпендикуляру к направлению движения». Анализируется влияние частотной дисперсии скорости распространения поверхностных волн в слоистой структуре нижнего строения железнодорожного пути на спектр волнового отклика. Характерные особенности в рельефе, изображающем спектр в двухкоординатном представлении, расцениваются как информативные признаки, которые закладываются в алгоритмы мониторинга слоистой структуры грунта, а также в основу работы систем диагностики локальных аномалий, вызванных, например, карстовыми явлениями под магистралью.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.
Поддерживающие организации
Работа выполнена в рамках государственного задания ИПФ РАН (проект 0030-2021-0018).

Библиографические ссылки

Connolly D.P., Giannopoulos A., Fan W., Woodward P.K., Forde M.C. Optimising low acoustic impedance back-fill material wave barrier dimensions to shield structures from ground borne high speed rail vibrations // Construct. Build. Mater. 2013. Vol. 44. P. 557-564. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2013.03.034">https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2013.03.034

Волков В.А., Владов М.Л., Граминовский Н.А., Капустин В.В., Калинина А.В., Аммосов С.М., Марченков А.Ю. Оценка вибрационного воздействия подвижного состава на здания и сооружения вдоль скоростной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург» // Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации: Материалы докладов XIII Общероссийской конференции изыскательских организаций, Москва, 28 ноября – 1 декабря 2017. М.: Геомаркетинг, 2017. С. 363-364.

Крылатков С.М., Крылаткова Н.А., Нещеткин О.Б. Исследование карстоопасных участков железных дорог с помощью сейсморазведки // Известия Уральской государственной горно-геологической академии. 2003. Вып. 18. С. 177-187.

Орлова И.П., Капустян Н.К., Антоновская Г.Н., Басакина И.М. Опыт сейсмического исследования гетерогенной среды земляного полотна железнодорожного пути // Механика композиционных материалов и конструкций сложных гетерогенных сред: Сб. трудов 8-й Всероссийской конференции с международным участием им. И.Ф. Образцова и Ю.Г. Яновского, Москва, 18-19 декабря 2018 г. М.: ИПМ РАН, 2019. С. 329-335.

Способ выявления неоднородных участков земной поверхности вдоль железнодорожного полотна: а.с. 1541551 СССР: G 01 V 1/00 / 1985; а.с. 342151 СССР: G 01 V 1/00 / 1972. Кротов Н.В. – № 2069873; заявл. 21.07.1992; опубл. 27.11.1996.

Connolly D.P., Kouroussis G., Giannopoulos A., Verlinden O., Woodward P.K., Forde M.C. Assessment of railway vibrations using an efficient scoping model // Soil Dynam. Earthquake Eng. 2014. Vol. 58. P. 37-47. https://doi.org/10.1016/j.soildyn.2013.12.003">https://doi.org/10.1016/j.soildyn.2013.12.003

Баженов В.Г., Дюкина Н.С

. Численное исследование взаимодействия сооружений с грунтовым основанием при сейсмических воздействиях // Вычисл. мех. сплош. сред. 2012. Т. 5, № 1. 

C

19-24. 

http://dx.doi.org/10.7242/1999-6691/2012.5.1.3">http://dx.doi.org/10.7242/1999-6691/2012.5.1.3

Гольдштейн Р.В. Волны Рэлея и резонансные явления в упругих телах // ПММ. 1965. Т. 29, № 3. С. 516-525. (English version https://doi.org/10.1016/0021-8928(65)90066-3">https://doi.org/10.1016/0021-8928(65)90066-3)

Ben-Menahem A. Radiation of seismic surface-waves from finite moving sources // Bulletin of the Seismological Society of America. 1961. Vol. 51. P. 401-435.

Заславский Ю.М. Об особенностях рэлеевских волн, возбуждаемых равномерно движущейся по поверхности осциллирующей силой // Акустический журнал. 1988. Т. 34, № 3. С. 536-538.

Заславский Ю.М. Волны Лява, возбуждаемые движущимся источником // Акустический журнал. 2016. Т. 62, № 1. C. 87-94. https://doi.org/10.7868/S0320791915060155">https://doi.org/10.7868/S0320791915060155

Опубликован

2021-03-30

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Заславский, Ю. М., & Заславский, В. Ю. (2021). Анализ сейсмических колебаний, возбуждаемых движущимся железнодорожным составом. Вычислительная механика сплошных сред, 14(1), 91-101. https://doi.org/10.7242/1999-6691/2021.14.1.8