Исследование влияния поверхностного армирования на несущую способность льда

Авторы

  • Константин Игоревич Ипатов Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
  • Алексей Сергеевич Васильев Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
  • Виталий Леонидович Земляк Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

DOI:

https://doi.org/10.7242/1999-6691/2019.12.1.9

Ключевые слова:

поверхностное армирование, композиционный материал, ледяная балка, модельный эксперимент, численные исследования

Аннотация

В отсутствие мостовых сооружений, а также при невозможности устройства паромных переправ на водных преградах в зимний период времени организуются автомобильные дороги по ледовым переправам при условии образования ледяного покрова требуемой толщины. Если толщина ледяного покрова недостаточна для безопасной эксплуатации переправы, прибегают к стандартным способам повышения ее надежности, таким как покрытие деревянным колейным настилом, намораживание льда снизу, намораживание льда сверху. Практический опыт показывает, что физико-механические свойства ледяного покрова при этом не надежны и зависят от внешних факторов (наличия снега и ветра в момент намораживания, температуры окружающей среды). В связи с этим возникает необходимость в разработке альтернативных подходов к повышению качества переправы, например путем внедрения в лед армирующих элементов. Целью работы являлось определение влияния различных вмораживаемых материалов на несущую способность ледяного покрова. Для этого, во-первых, выполнено сопоставление экспериментально и численно установленных предельных состояний ледяных образцов, усиленных стальной арматурой по предложенной схеме. Во-вторых, осуществлены численные исследования прочности льда при применении разных композиционных материалов. Эксперименты проводились на специально собранной установке, моделирующей условия чистого изгиба, при армировании сталью А400. Именно вследствие чистого изгиба происходит разрушение ледяной переправы при движении по ней транспортного средства. В численных экспериментах образцы усиливались поверхностными каркасами, отличающимися друг от друга физико-механическими свойствами. Представлены результаты вычисления характеристик напряженно-деформированного состояния ледяного покрова по физически-нелинейной модели с учетом деформаций, полученные с помощью программного конечно-элементного комплекса. Даны качественная и количественная оценки эффективности использования упрочняющих элементов из композитных материалов разной природы. Показано, что армирование позволяет значительно увеличить несущую способность ледяного покрова.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.
Поддерживающие организации
Работа является частью проекта 9.4934.2017/БЧ «Определение влияния ледовых условий на несущую способность ледяного покрова при использовании его в качестве ледовых переправ», выполняемого в рамках базовой части государственного задания вузу в сфере научной деятельности.

Библиографические ссылки

Войтковский К.Ф. Механические свойства льда. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 99 с.

Бычковский Н.Н., Гурьянов Ю.А. Ледовые строительные площадки, дороги и переправы. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005. 180 с.

Qi C., Lian J., Ouyang Q., Zhao X. Dynamic compressive strength and failure of natural lake ice under moderate strain rates at near melting point temperature // Lat. Am. J. Solids Struct. Vol. 14. P. 1669-1694. http://dx.doi.org/10.1590/1679-78253907">DOI

Прокудин А.Н., Одиноков В.И. Численное исследование процесса разрушения ледяного покрова с учетом сжимаемости и неоднородности // Вычисл. мех. сплош. сред. Т. 6, № 1. С. 110-118. http://dx.doi.org/10.7242/1999-6691/2013.6.1.14">DOI

Гольдштейн Р.В., Осипенко Н.М. Некоторые вопросы механики прочности морского льда // Физ. мезомех. Т. 17, № 6. С. 59-69. (English version https://doi.org/10.1134/S102995991502006X">DOI)

Schulson E.M. Low-speed friction and brittle compressive failure of ice: fundamental processes in ice mechanics // Int. Mater. Rev. 2015. Vol. 60. P. 451-478. https://doi.org/10.1179/1743280415Y.0000000010">DOI

Weiss J., Dansereau V. Linking scales in sea ice mechanics // Phil. Trans. R. Soc. A. 2017. Vol. 375. 20150352. http://dx.doi.org/10.1098/rsta.2015.0352">DOI

Якименко О.В., Сиротюк В.В. Усиление ледовых переправ геосинтетическими материалами. Омск: СибАДИ, 2015. 168с.

Бузник В.М., Ландик Д.Н., Ерасов В.С., Нужный Г.А., Черепанин Р.Н., Новиков М.М., Гончарова Г.Ю., Разомасов Н.Д., Разомасова Т.С., Устюгова Т.Г. Физико-механические свойства композиционных материалов на основе ледяной матрицы // Материаловедение. 2017. № 2. С. 33-40. (English version https://doi.org/10.1134/S2075113317040050">DOI)

Черепанин Р.Н., Нужный Г.А., Разомасов Н.А., Гончарова Г.Ю., Бузник В.М. Физико-механические свойства ледяных композиционных материалов, армированных волокнами Русар-С // Материаловедение. 2017. № 7. С. 38-44. (English version https://doi.org/10.1134/S2075113318010082">DOI)

Козин В.М., Земляк В.Л., Погорелова А.В., Матюшина А.А., Рогожникова Е.Г., Канделя М.В., Баурин Н.О., НиколаевС.В. Патент РФ № 2622967 от 22.04.2016 г.

Лавров В.В. Деформация и прочность льда. Л.: Гидрометеоиздат, 1969. 206 с.

Ипатов К.И., Земляк В.Л., Козин В.М., Васильев А.С. Исследование напряженно-деформированного состояния ледяного покрова от воздействия на него движущейся нагрузки // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2017. № 1(26). С. 103-113.

Willam K.J., Warnke E.P. Constitutive model for the triaxial behavior of concrete // IABSE reports of the working commissions. Vol. 19. http://doi.org/10.5169/seals-17526">DOI

Клованич С.Ф., Безушко Д.И. Метод конечных элементов в расчетах пространственных железобетонных конструкций. Одесса: Изд-во ОНМУ, 2009. 89 с.

Bazant Z.P., Cedolin L. Fracture mechanics of reinforced concrete // ASCE J. Eng. Mech. Div. 1980. Vol. 106(6). P. 1287-1306.

Загрузки

Опубликован

2019-03-30

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Ипатов, К. И., Васильев, А. С., & Земляк, В. Л. (2019). Исследование влияния поверхностного армирования на несущую способность льда. Вычислительная механика сплошных сред, 12(1), 98-105. https://doi.org/10.7242/1999-6691/2019.12.1.9